Экономика

Украинские аграрии «охладели» к овощам борщевого набора

По словам экспертов, украинские фермеры несколько «охладели» к выращиванию овощей борщевого набора (лук, капуста, свекла, морковь, картофель). Они начали сокращать площади под этими культурами, пишет Информ-UA.

Причин – несколько. Это переизбыток овощей в предыдущий период, что привело к «ценовым качелям, сокращение рынка сбыта, а также возможностей для экспорта продукции.

борщевой набор

По словам Андрея Ярмака, экономиста инвестиционного департамента Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН, практически все овощи борщевого набора не требуют при выращивании существенных затрат, но при этом продать их можно по высокой цене. Но отечественные аграрии перспективы этих культур недооценивают, из-за чего время от времени даже украинский рынок ними обеспечить не могут.

Изначально овощи борщевого набора выращивали небольшие хозяйства, их даже к субъектам хозяйственной деятельности не относили, поскольку, по квалификации Госстата, это хозяйства населения. Хотя на самом деле, утверждает Ярмак, многие из них ежегодно получают несколько миллионов гривен выручки, причём наличными средствами.

Не сложно догадаться, что многие из них не спешили оформлять «официальные отношения» с государством, так что никто точно не может сказать, сколько на самом деле в Украине выращивается овощей борщевого набора.

Время от времени к ним присоединялись и средние производители-зерновики. Их привлекала высокая рентабельность культур. Скажем, себестоимость выращивания капусты составляет двадцать копеек, а оптовая цена – пять гривен за килограмм. Каких-то больших инвестиций не требуется, а рентабельность составляет около тысячи процентов.

Но любители лёгкой наживы далеко не всегда просчитывали каждый ход – они в один год выделяли под ту же капусту огромные площади, после чего начинались «ценовые качели» – стоимость этих овощей резко падала из-за переизбытка продукции. Аграриям приходилось выбрасывать капусту десятками тысяч тонн, поскольку в таком количестве она никому не была нужна. И тратиться на цивилизованную её утилизацию никто не собирался.

Больше всего от этой ситуации страдали крупные производители, которые работали системно. Они платили в бюджет налоги, вкладывали средства в развитие инфраструктуры – организовывали капельный полив, приобретали специализированную технику, обустраивали хранилища.

Добавился и ещё один факто – начала развиваться сетевая торговля, как следствие, в нашей стране значительно уменьшилось количество рынков. В связи с этим, из-за влияния НДС, мелким производителям, которые ранее не платили никаких налогам, пришлось либо дальше продолжать реализовывать свою продукцию за «наличку» на тех рынках, которые остались, либо сразу снижать на неё цену на двадцать процентов.

Из-за этого мелкие производители овощей борщевого набора, которые ранее давали восемьдесят процентов и больше общих объёмов продукции, начали терять свои позиции. Но при этом, по словам Ярмака, и крупные производители не начали развиваться в «борщевом» сегменте.

Аналитик главным фактором называет вышеупомянутые «ценовые качели». Когда в какой-то из сезонов получаешь суперприбыль, а потом всё теряешь, работать уже системно сложно и дорого.

Ещё одна причина – многим производителям так и не удалось наладить системный экспорт, поскольку для этого нужно вкладывать значительные средства в обновление техники, установление линии сортирования, усовершенствовать технологи обработки почвы, поменять подходы к вопросам защиты растений и сбора урожая, обновить сорта.

Дело в том, что продукция, которую отправляют на экспорт, должна быть высочайшего качества, хорошо храниться и быть экологически чистой. Тратить средства, по словам Ярмака, производители на это не захотели. Поэтому пока что украинские аграрии экспортируют в другие страны разве что лук, да и то – не для продажи в супермаркетах или даже на рынках, а для переработки.

]]>